Итоги национального исследования качества образования (НИКО)
по математике

01 Декабря 2014

28 октября 2014 года Рособрнадзор провел национальное исследование качества образования (НИКО) по математике школьников 5-7 классов.

В исследовании приняли участие почти 48,5 тысяч человек из 417 школ 70 субъектов РФ, из них 5-классников – около 17 тысяч, 6-классников – более 16,5 тысяч, обучающихся 7-х классов – около 15 тысяч человек. Школы Орловской области в исследованиях участия не принимали. Для проведения мониторинга было разработано свыше 2000 заданий по математике.

Итоги  национального  исследования  качества  образования  свидетельствуют о том, что российские школьники имеют хороший потенциал для изучения математики.

«Главная цель проведенного нами исследования – определение наиболее острых проблем преподавания математики. На основании полученных данных будут разработаны рекомендации по совершенствованию образовательных программ и программ подготовки и переподготовки учителей», - сказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Краткие выводы по результатам Национального исследования качества образования (НИКО) по математике в 5-7 классах:

1. Имеется четко выраженная тенденции ухудшения математической подготовки от 5 к 7 классам, проявляющаяся, в первую очередь, в снижении уровня подготовки группы обучающихся, которым выставлена за прошлый год отметка «3», и увеличении доли этой группы среди всех учащихся;

2. У значительной доли обучающихся 7-го класса слабо развиты базовые математические  навыки  -  умение  считать,   решать   текстовые,   геометрические и практикоориентированные задачи, работать с информацией;

3. Уровень подготовки существенной доли учащихся 7 классов (от  20%  до 50% в зависимости от региона) недостаточен для успешного продолжения образования по математике и другим естественнонаучным предметам. Эти учащиеся имеют высокий риск неуспешности на экзаменах за курс основной школы (ОГЭ) и за курс полной средней школы (ЕГЭ). Существенная часть уроков математики, проводимых по традиционной программе, будет неэффективной для указанных учащихся без неотложной ликвидации пробелов в знаниях;

4. Подтверждается  вывод  о  том,  что  определяющую  роль  в  неуспешности на ЕГЭ (до 80 %) играют проблемы в математическом образовании 5-7 классов;

5. Выявленная связь «в целом» динамики результатов и динамики групп школьных отметок, свидетельствует, к сожалению, не о высокой достоверности школьных отметок, а об их низкой эффективности, как инструмента управления качеством образования, выражающейся, в частности, в том, что все возрастающая часть школьников вместо мер поддержки, получает ярлык «неудачника в области математики»;

6. Учащиеся (в том числе, имеющие слабый уровень подготовки) сохраняют начальные математические компетенции 1-3 классов, в особенности те, которые находят свое отражение в повседневной жизни. В частности, с высокой степенью вероятности можно утверждать, что проблемы математической подготовки слабых учащихся могут быть решены в течение 1-1,5 лет, при неотложном введении корректирующего курса математики. Это позволит преодолеть комплекс неуспешности, обеспечить эффективное дальнейшее освоение курса;

7. При разработке примерных программ следует учесть результаты исследования,   в    частности,    предусмотреть     дифференциацию    результатов в зависимости от различных направлений требований к результатам математического образования (в соответствии с концепцией математического образования). Необходимо также предусмотреть наличие корректирующих модулей в курсе математики, позволяющих учащемуся своевременно ликвидировать пробелы, увеличить количество часов, выделяемых на решение задач, в частности, практикоориентированных;

8. В зависимости от региона от 10 % до 25 % учащихся имеют неплохой потенциал  и  уровень   подготовки,   достаточные   для  продолжения  образования в классах с углубленным изучением математики. Следует повышать их мотивацию и создавать условия для обучения, независимо от места жительства. С другой стороны, также необходима работа по повышению интереса к математике, организации кружков, других мероприятий для учащихся 2-6 классов.

Вернуться к новостям Обсудить новость